9 ноября 1914 г. - последний бой "Эмдена".
Фон Мюллер решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на острове Дирекция (так по-английски - Direction Island) из архипелага Кокосовых островов, чтобы прервать телеграфную связь между Англией и Австралией (ничего не скажешь, стратегически мыслил корветтен-капитан!) и, подойдя к этому острову, высадил шлюпочный десант во главе со старпомом. Англичане сопротивления не оказали, но перед своей гибелью радиостанция успела передать SOS (его пробовали заглушить на "Эмдене" - но скорее всего глушение сигнала близко расположенной береговой радиостанции радиостанцией корабельной находится за пределами физически возможного). Сигнал был принят силами эскорта крупного конвоя, проходившего неподалеку - и навстречу "Эмдену" был послан крейсер "Сидней". Немцы перехватили переговоры врага - но, не предполагая, насколько он близок, решили, что им хватит времени забрать десант с берега и произвести бункеровку. Это и было роковой ошибкой - и ту, и другую операцию пришлось спешно бросать, когда дым 4 труб австралийца вскоре показался на горизонте. Оценив, с кем имеет дело, фон Мюллер понял, что рассчитывать на свои 4-дюймовки в бою с вооруженным 6-дюймовками кораблем нельзя - и дюймовая бронепалуба от снарядов такого калибра не защитит - так что единственный шанс на победу - как можно быстрее сближаться, чтобы произвести торпедную атаку. Такова и была картина боя - "Эмден" что есть силы сокращал дистанцию, "Сидней" старался держаться подальше, чтобы реализовать превосходство своих более мощных орудий. Более опытные немецкие канониры быстрее добились попаданий, но от этого было не легче - вскоре на легкобронированном "Эмдене" было пробито и горело все, что может быть пробито и гореть. В конце концов фон Мюллеру доложили, что торпедный отсек затоплен забортной водой (на крейсерах типа "Дрезден" были только подводные торпедные аппараты) - а значит, достать австралийца торпедой все равно не получится. Тогда корветтен-капитан решил, что единственное, что он еще может сделать - это спасти остатки экипажа - и направил корабль на мель у острова Норт Киллинг (т.к. на судне, побывавшем под хорошим обстрелом, спасательные шлюпки обычно гибнут первыми). Австралийцы решили, что полумертвый "Эмден" уже никуда от них не денется - и отправились захватывать на свое несчастье оказавшийся в районе боя немецкий угольщик. Тот в лучших традициях кайзеровского флота открыл кингстоны - и ушел на дно с гордо реющим флагам.
К Норт Киллинг "Сидней" вернулся на следующий день - и потребовал капитуляции. Ответа не последовало - и австралийцы открыли огонь по тому, что осталось от немецкого крейсера. Понимая, что утонуть с поднятым флагом - по примеру своего адмирала - сидя на мели, все равно не удастся, а сдаться кораблю, не имеющему хода, с разбитыми орудиями, полному раненых и убитых - не позорно, фон Мюллер приказал уничтожить все секретный документы - и спускать флаг. Потери немцев в этом бою - 131 убитый и 65 раненых (из 360 чел. экипажа - еще около 50 чел. ушло с десантом на берег), австралийцев - 3 и 8 соответственно.
Итак история лучшего из немецких рейдеров закончилась тем, чем и неизбежно должна была закончится в условиях удаленности от баз и подавляющего превосходства противника на море. Хотя - если вдуматься - к 9 ноября немцы давно должны были быть в Париже, а уж в поражении на Марне фон Мюллера и его экипаж обвинить никак нельзя. Они сделали все, что позволили им условия войны, сделали даже с блеском - и не их вина, что к войне длиной в годы тогда была не готова ни одна из воюющих стран. Кроме, может быть, только Британской Империи.
Фон Мюллер решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на острове Дирекция (так по-английски - Direction Island) из архипелага Кокосовых островов, чтобы прервать телеграфную связь между Англией и Австралией (ничего не скажешь, стратегически мыслил корветтен-капитан!) и, подойдя к этому острову, высадил шлюпочный десант во главе со старпомом. Англичане сопротивления не оказали, но перед своей гибелью радиостанция успела передать SOS (его пробовали заглушить на "Эмдене" - но скорее всего глушение сигнала близко расположенной береговой радиостанции радиостанцией корабельной находится за пределами физически возможного). Сигнал был принят силами эскорта крупного конвоя, проходившего неподалеку - и навстречу "Эмдену" был послан крейсер "Сидней". Немцы перехватили переговоры врага - но, не предполагая, насколько он близок, решили, что им хватит времени забрать десант с берега и произвести бункеровку. Это и было роковой ошибкой - и ту, и другую операцию пришлось спешно бросать, когда дым 4 труб австралийца вскоре показался на горизонте. Оценив, с кем имеет дело, фон Мюллер понял, что рассчитывать на свои 4-дюймовки в бою с вооруженным 6-дюймовками кораблем нельзя - и дюймовая бронепалуба от снарядов такого калибра не защитит - так что единственный шанс на победу - как можно быстрее сближаться, чтобы произвести торпедную атаку. Такова и была картина боя - "Эмден" что есть силы сокращал дистанцию, "Сидней" старался держаться подальше, чтобы реализовать превосходство своих более мощных орудий. Более опытные немецкие канониры быстрее добились попаданий, но от этого было не легче - вскоре на легкобронированном "Эмдене" было пробито и горело все, что может быть пробито и гореть. В конце концов фон Мюллеру доложили, что торпедный отсек затоплен забортной водой (на крейсерах типа "Дрезден" были только подводные торпедные аппараты) - а значит, достать австралийца торпедой все равно не получится. Тогда корветтен-капитан решил, что единственное, что он еще может сделать - это спасти остатки экипажа - и направил корабль на мель у острова Норт Киллинг (т.к. на судне, побывавшем под хорошим обстрелом, спасательные шлюпки обычно гибнут первыми). Австралийцы решили, что полумертвый "Эмден" уже никуда от них не денется - и отправились захватывать на свое несчастье оказавшийся в районе боя немецкий угольщик. Тот в лучших традициях кайзеровского флота открыл кингстоны - и ушел на дно с гордо реющим флагам.
К Норт Киллинг "Сидней" вернулся на следующий день - и потребовал капитуляции. Ответа не последовало - и австралийцы открыли огонь по тому, что осталось от немецкого крейсера. Понимая, что утонуть с поднятым флагом - по примеру своего адмирала - сидя на мели, все равно не удастся, а сдаться кораблю, не имеющему хода, с разбитыми орудиями, полному раненых и убитых - не позорно, фон Мюллер приказал уничтожить все секретный документы - и спускать флаг. Потери немцев в этом бою - 131 убитый и 65 раненых (из 360 чел. экипажа - еще около 50 чел. ушло с десантом на берег), австралийцев - 3 и 8 соответственно.
Итак история лучшего из немецких рейдеров закончилась тем, чем и неизбежно должна была закончится в условиях удаленности от баз и подавляющего превосходства противника на море. Хотя - если вдуматься - к 9 ноября немцы давно должны были быть в Париже, а уж в поражении на Марне фон Мюллера и его экипаж обвинить никак нельзя. Они сделали все, что позволили им условия войны, сделали даже с блеском - и не их вина, что к войне длиной в годы тогда была не готова ни одна из воюющих стран. Кроме, может быть, только Британской Империи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий