5 ноября (ст. стиля) 1853 г. - первый зафиксированный бой паровых судов.
Русский пароходофрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Бутакова направлялся к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой Нахимова. В районе Пендераклии был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш корабль пошел на сближение - противником оказался турецкий 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри". Бутаков достаточно быстро оценил конструктивный недостаток вражеского корабля - он не имел орудий, стреляющих в корму (так часто при проектировании чего-то нового пренебрегают правилами, действовавшими века - а зря). Весь бой наши старались держаться в кормовых углах турка - и обстреливали его, оставаясь неуязвимыми (интересно, а ведь и в XX веке строились боевые корабли, не имевшие орудий, способных стрелять в корму - например, английские линкоры типа "Нельсон" и французские типа "Дюнкерк" - но им за это никто не отомстил - что же, Бутаковы на море первелись?) После трехчасовых попыток как-то избавится от атак напористых русских поврежденный и потерявший капитана "Перваз-Бахри" спустил флаг. Он был отбуксирован в Севастополь, там - отремонтирован - и включен в состав русского флота под названием "Корнилов".
За этот бой Бутаков получил Георгия IV степени, а после войны написал книжку "Основы пароходной тактики". Не знаю, много ли поколений капитанов учились по ней - в конце XIX века боевые корабли прогрессировали очень быстро, так что любые методические указания столь же быстро устаревали. В итоге все вернулось к старым-добрым линиям баталии - только на более длинных дистанциях - и без приемов выигрыша ветра. Потом Того придумает "Crossing T" - но это будет уже совсем в другую эпоху.
Русский пароходофрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Бутакова направлялся к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой Нахимова. В районе Пендераклии был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш корабль пошел на сближение - противником оказался турецкий 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри". Бутаков достаточно быстро оценил конструктивный недостаток вражеского корабля - он не имел орудий, стреляющих в корму (так часто при проектировании чего-то нового пренебрегают правилами, действовавшими века - а зря). Весь бой наши старались держаться в кормовых углах турка - и обстреливали его, оставаясь неуязвимыми (интересно, а ведь и в XX веке строились боевые корабли, не имевшие орудий, способных стрелять в корму - например, английские линкоры типа "Нельсон" и французские типа "Дюнкерк" - но им за это никто не отомстил - что же, Бутаковы на море первелись?) После трехчасовых попыток как-то избавится от атак напористых русских поврежденный и потерявший капитана "Перваз-Бахри" спустил флаг. Он был отбуксирован в Севастополь, там - отремонтирован - и включен в состав русского флота под названием "Корнилов".
За этот бой Бутаков получил Георгия IV степени, а после войны написал книжку "Основы пароходной тактики". Не знаю, много ли поколений капитанов учились по ней - в конце XIX века боевые корабли прогрессировали очень быстро, так что любые методические указания столь же быстро устаревали. В итоге все вернулось к старым-добрым линиям баталии - только на более длинных дистанциях - и без приемов выигрыша ветра. Потом Того придумает "Crossing T" - но это будет уже совсем в другую эпоху.
Комментариев нет:
Отправить комментарий