11 ноября 1940 г. - нулевой акт перл-харборской драмы - налет на Таранто.
Капитуляция Франции и вступление в войну Италии оставили английский флот на Средиземноморье в меньшинстве. Уступить контроль над этой акваторией врагу британцы не могли - через нее пролегал кратчайший путь в Индию. А Индия - это хлопок. А хлопок - это порох. Отказ от конвоев через Средиземное море был бы равен снижению тоннажа английского торгового флота на треть (за счет более длинного пути вокруг мыса Доброй Надежды) - а такого результата Кригсмарине и Люфтваффе не смогли добиться за всю войну. Поэтому - вместо того, чтобы пытаться в очередной раз повторить оперативное убожество Ютландского побоища - адмиралу Каннингхэму нужно было придумать что-то поинтереснее. Ему помогла всегдашняя беспечность итальянцев - по данным аэрофотосъемки все 6 их линкоров стояли в гавани Таранто (как раз под основанием каблука аппенинского "сапога"). В налете на гавань должны были участвовать авиагруппы двух авианосцев - "Игл" и "Илластриес", но на первым в самый последний момент начались технические проблемы - и к цели пошел один "Илластриес", приняв на борт часть авиагруппы "Игла". Поздно вечером в 170 милях от итальянской базы с него взлетело 20 "Суордфишей" - смехотворно маленькая группировка для овладения целым морем. Но у них получилось! Как это часто бывает на войне, не обошлось без везения - противоторпедные сети уже заказали на заводе, но еще не привезли, аэростаты заграждения разметал недавний шторм - и в полуполигонных условиях ночной гавани, освещенной истерическим огнем зениток, британцы добились попаданий в 3 линкора: "Конте ди Кавур" затонул, "Литторио" и "Кайо Дуилио", получив повреждения, выбросились на берег. Потери нападавших - 2 самолета и 1 экипаж.
Конечно, тот спектакль, которую спустя год с небольшим продемонстрирует изумленному миру авианосное соединение Нагумо, превосходит английский пролог по всем параметрам - размаху, новаторству, влиянию на ход войны и т. д. Но внезапный укол, нанесенный 20 безнадежно устаревшими самолетами всего с одного авианосца - и переломивший ход морской войны на целом театре - безусловно заслуживает наименования великолепной операции. Тем более англичане были первыми - до Таранто атаку палубной авиацией против крупного соединения современных боевых кораблей не производил никто. Сложно сказать, случился ль бы Перл-Харбор, если б не было Таранто, но - по крайней мере - опыт британских авиаторов подтвердил Ямамото, что он планирует в правильном направлении - и его филигранный замысел захвата нефтяных полей Борнео вполне осуществим. А осевой точкой этого замысла была атака на флот в Жемчужной бухте. До выхода "Акаги" в море оставались год и 15 дней...
Капитуляция Франции и вступление в войну Италии оставили английский флот на Средиземноморье в меньшинстве. Уступить контроль над этой акваторией врагу британцы не могли - через нее пролегал кратчайший путь в Индию. А Индия - это хлопок. А хлопок - это порох. Отказ от конвоев через Средиземное море был бы равен снижению тоннажа английского торгового флота на треть (за счет более длинного пути вокруг мыса Доброй Надежды) - а такого результата Кригсмарине и Люфтваффе не смогли добиться за всю войну. Поэтому - вместо того, чтобы пытаться в очередной раз повторить оперативное убожество Ютландского побоища - адмиралу Каннингхэму нужно было придумать что-то поинтереснее. Ему помогла всегдашняя беспечность итальянцев - по данным аэрофотосъемки все 6 их линкоров стояли в гавани Таранто (как раз под основанием каблука аппенинского "сапога"). В налете на гавань должны были участвовать авиагруппы двух авианосцев - "Игл" и "Илластриес", но на первым в самый последний момент начались технические проблемы - и к цели пошел один "Илластриес", приняв на борт часть авиагруппы "Игла". Поздно вечером в 170 милях от итальянской базы с него взлетело 20 "Суордфишей" - смехотворно маленькая группировка для овладения целым морем. Но у них получилось! Как это часто бывает на войне, не обошлось без везения - противоторпедные сети уже заказали на заводе, но еще не привезли, аэростаты заграждения разметал недавний шторм - и в полуполигонных условиях ночной гавани, освещенной истерическим огнем зениток, британцы добились попаданий в 3 линкора: "Конте ди Кавур" затонул, "Литторио" и "Кайо Дуилио", получив повреждения, выбросились на берег. Потери нападавших - 2 самолета и 1 экипаж.
Конечно, тот спектакль, которую спустя год с небольшим продемонстрирует изумленному миру авианосное соединение Нагумо, превосходит английский пролог по всем параметрам - размаху, новаторству, влиянию на ход войны и т. д. Но внезапный укол, нанесенный 20 безнадежно устаревшими самолетами всего с одного авианосца - и переломивший ход морской войны на целом театре - безусловно заслуживает наименования великолепной операции. Тем более англичане были первыми - до Таранто атаку палубной авиацией против крупного соединения современных боевых кораблей не производил никто. Сложно сказать, случился ль бы Перл-Харбор, если б не было Таранто, но - по крайней мере - опыт британских авиаторов подтвердил Ямамото, что он планирует в правильном направлении - и его филигранный замысел захвата нефтяных полей Борнео вполне осуществим. А осевой точкой этого замысла была атака на флот в Жемчужной бухте. До выхода "Акаги" в море оставались год и 15 дней...
Комментариев нет:
Отправить комментарий