23 ноября (старого стиля) 1812 г. - в день памяти благоверного князя Александра Невского - в семье пономаря Михаила Гренкова родился сын, нареченный Александром.
В 1839 г. Александр Гренков поступил послушником в Оптину пустынь, где вскоре принял постриг с именем Амвросий. Дальнейшее, вероятно, пересказывать нет нужды. С одной стороны, преподобный Амвросий кажется не приложил руку ни к одному из значительных событий нашей истории, с другой - его беседы искала буквально вся Россия (включая даже такого богоборца как граф Толстой). Думаю, не будет большой ошибкой сказать, что жизнь таких людей как он - составляет подлинную соль, смысл и оправдание русской истории. Без этой своей сердцевины она слишком напоминает напыщенную трагедию с невероятно громоздкой бутафорией и ходульными персонажами. Подробно писать о преподобном Амвросии я не могу - ибо не владею словами, способными передать святость - особенно ту простую и неброскую, совершенно лишенную всяческих эффектов и экзальтаций, истинно-русскую святость, что была явлена в нем - и в других оптинских старцах. Для желающих ощутить дыхание этой святости ниже прилагается небольшая (совершенно произвольная) подборка поучений преподобного, заимствованных из его бесед и переписки с разными лицами:
- Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
- Молитва с понуждением выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: нудится бо Царствие Небесное.
- Кто уступает, тот больше приобретает.
- Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».
- «Батюшка, — спросил кто-то, — ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, у которого близкие родные будут мучиться в аду?» Старец ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это все равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла — взяла билет, и про все забыла».
- Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут. Но последним будет нехорошо».
- Одна женщина спросила батюшку, где ей жить: в миру или в монастыре? Батюшка ответил так: «Можно жить и в миру, но не на юру, а жить тихо».
- Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».
- Один раз старец, объясняя слова ап.Иакова «Не мнози учители бывайте», — сказал: «Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать».
- Не надо отчаиваться ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись
- Однажды некий монах увидел врага (диавола), что тот сидит и болтает ногами. Монах спрашивает: «Что же ты ничего не делаешь?» Враг отвечает: «Да мне ничего не остается делать, как только болтать ногами, — они (люди) лучше меня все делают.
- Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т.е. и земного, и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением.
- Когда говорили батюшке, что ему не дают покоя, он отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со святыми упокой».
- Если кто-нибудь из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его нескоро представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — все дадут; добрых же дел никто не даст».
- Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
- Если помысл будет говорить тебе: «Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?» — То скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить, — опоздал».
- Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца, — и батюшка, показывая на сердце, прибавил, — древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там».
- Не надо верить приметам и не будут исполняться.
- «Много мы с тобой думали и ничего не придумали; лучше будем полагаться на всеблагой Промысл Божий, который силен все привести к полезному концу, паче чаяния нашего», — писал батюшка одной из своих духовных чад.
- Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
- Настойчивым своеволием старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий».
- Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним; а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, — ох, как умариваешься.
- Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, — если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром.
- Если снам или чему-либо подобному верить, то можно ума лишиться.
- Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, взлетает наверх, так и гордость.
- Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».
Комментариев нет:
Отправить комментарий