вторник, 25 октября 2011 г.

13 октября (старого стиля) 1854 г. - сражение под Балаклавой.

Это достаточно скромное по масштабам и результатам боестолкновение (потери обеих сторон в сумме едва достигают тысячи человек - и фактическая ничья) сумело породить две английских поговорки: The Thin Red Line и The Charge of the Light Brigade.
Вкратце события развивались так. Князь Меньшиков приказал генералу Липранди атаковать британский лагерь с целью отвлечения сил неприятеля от Севастополя. Лагерь защищался линией редутов, занятых турецкой пехотой отвратительного качества. Первый редут еще сопротивлялся - с остальных противник бежал, только завидев русские штыки. Около десятка орудий (в разных местах попадаются цифры 9 и 11) попали в руки наших даже не выведенными из строя. Пехоты у противника было мало - только  93-й шотландский полк, который - чтобы как-то заткнуть образовавшуюся во фронте дыру - пришлось вместо уставной шеренги по 4 построить по два (отсюда - поговорка № 1; цвет британских мундиров читателю, надеюсь, напоминать не надо). Однако шотландцы - даже в половинной плотности - были противником куда более серьезным, чем турки - и наши после нескольких наскоков оставили их в покое. Павел Петрович посчитал задачу дня достигнутой - все-таки десяток трофейных орудий выглядел неплохо на общем фоне тяжело складывавшейся кампании - и отдал приказ катить пушки к русским позициям.
И тут началось самое интересное. Лорд Раглан, наблюдавший за разграблением редутов в подзорную трубу, сильно не хотел отдавать пушки - и поступил как типичный военный без боевого опыта - бросил в лобовую атаку первую попавшуюся часть. Этой частью на свою беду оказалась бригада легкой кавалерии (по штату - 2 драгунских, 2 гусарских и 1 уланский полк - но т.к. известно, что в знаменитую атаку пошло не более 700 человек, следует вероятно предположить ее неполный состав - или серьезную убыль от болезней, косивших британцев в нездоровом крымском климате). Как несложно догадаться, именно здесь и родилась поговорка № 2. Легкая кавалерия в Англии считалась элитным родом войск - и бригада была укомплектована отпрысками лучших британских семейств. Эта золотая молодежь и понеслась идеальным строем на редуты, расположенные к тому же подковой (знакомая любителям русской истории картина - так же красиво и безтолково погибала умеющая идеально держать строй, но не бывавшая до этого в настоящем бою русская гвардия под Аустерлицем, Гумбиеном - желающие может припомнить еще десятки славных братских могил). Дальше версии слегка расходятся. Многие источники утверждают, что бригада была положена артиллерийским огнем (во что несложно поверить - т.к. она оказалась даже не между двух, а между трех огней), Керсновский пишет, что британцы успешно ворвались на редуты, порубали прислугу, опрокинули казаков (а нормальный казак и не попрет в лоб на драгуна - у них совсем другая тактика), но были разбиты подоспевшим Сводно-уланским полком, по Тарле же получается, что было и то, и другое. В любом случае - сложно резюмировать лучше, чем французский генерал Боске, наблюдавший за боем: "Это было великолепно, но так не воюют".
Так что, дорогой читатель, хотя англичаны ружья кирпичом и не чистят, но это нисколько не мешает их командирам отдавать порой идиотские приказы. Русское же командование в этом сражении - как и во всей крымской кампании - да к сожалению и во многих последующих войнах - отличал скорее паралич воли, стоивший нашей армии едва ли меньше жизней, чем британцам - их авантюризм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий