28 октября (по юлианскому календарю) 312 г. накануне битвы с Максенцием у Мульвийского моста Константин видел на небе Крест и слышал голос: "Сим победиши!" (In hoc signo vinces).
Так начиналась история христианской Империи и христолюбивого воинства. Возражение, что Констанитина нужно считать не христианином, а человеком, лояльным к христианству (т.к. он принял Крещение только на смертном одре) едва ли можно признать серьезным - ибо практика поздних Крещений была широко распространена еще при Златоусте. И хотя Святитель отговариват своих слушателей от следование этой практике, в ее частичное оправдание можно сказать, что вероятно древние просто серьезнее относились к обетам, даваемым Небесному Царю, а не спешили - как наши суеверные современники - "покреститься на всякий случай".
Как именно выглядело знамение Креста виденное Константином, сказать едва ли возможно - и вряд ли нужно (если мы конечно не являемся сторонниками раскольничьего учения о спасительности лишь изображений креста определенного вида). На щитах и знаменах римского войска с этого дня был изображен так называемый Константинов Крест (он же - Лабарум, он же - Монограмма "Хи-Ро") - но при всей непривычности для нас такого вида Креста, главное в том, что Константин и его солдаты прекрасно понимали, Чьим воинством они делаются, принимая этот знак. Впредь Крест и девиз "Сим победиши!" будут на знаменах православного воинства до последних дней его существования.
У нашей нынешней армии на знаменах - иные знаки (не этим ли объясняются многочисленные в ней нестроения? - впрочем, что тут - причина, а что - следствие, оставляю решать читателю). Но Бог поругаем не бывает - и в конце времен на небе будет вновь явление Креста Христова (именно Крест по толкованию Златоуста (см. 76-ю беседу на Матфея Евангелиста) будет тем самым "знамением Сына Человеческого", о котором говорится в Евангелии). Это знамение будет означать полную и окончательную победу Христовой веры, отдаленным предисловием к которой была победа Константина над Максенцием у Мульвийского моста.
Так начиналась история христианской Империи и христолюбивого воинства. Возражение, что Констанитина нужно считать не христианином, а человеком, лояльным к христианству (т.к. он принял Крещение только на смертном одре) едва ли можно признать серьезным - ибо практика поздних Крещений была широко распространена еще при Златоусте. И хотя Святитель отговариват своих слушателей от следование этой практике, в ее частичное оправдание можно сказать, что вероятно древние просто серьезнее относились к обетам, даваемым Небесному Царю, а не спешили - как наши суеверные современники - "покреститься на всякий случай".
Как именно выглядело знамение Креста виденное Константином, сказать едва ли возможно - и вряд ли нужно (если мы конечно не являемся сторонниками раскольничьего учения о спасительности лишь изображений креста определенного вида). На щитах и знаменах римского войска с этого дня был изображен так называемый Константинов Крест (он же - Лабарум, он же - Монограмма "Хи-Ро") - но при всей непривычности для нас такого вида Креста, главное в том, что Константин и его солдаты прекрасно понимали, Чьим воинством они делаются, принимая этот знак. Впредь Крест и девиз "Сим победиши!" будут на знаменах православного воинства до последних дней его существования.
У нашей нынешней армии на знаменах - иные знаки (не этим ли объясняются многочисленные в ней нестроения? - впрочем, что тут - причина, а что - следствие, оставляю решать читателю). Но Бог поругаем не бывает - и в конце времен на небе будет вновь явление Креста Христова (именно Крест по толкованию Златоуста (см. 76-ю беседу на Матфея Евангелиста) будет тем самым "знамением Сына Человеческого", о котором говорится в Евангелии). Это знамение будет означать полную и окончательную победу Христовой веры, отдаленным предисловием к которой была победа Константина над Максенцием у Мульвийского моста.
Невероятно интересно было прочитать про Константинов Крест! непременно почитаю ещё про это
ОтветитьУдалитьИ невозможно не согласиться с полезностью и осмысленностью позднего крещения
я кажется вам уже рекомендовал когда-то эту брошюру, но на всякий случай - повторю: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/crosses/contents.html
ОтветитьУдалитьА про позднее Крещение - Златоуст был резко против, но он жил уже в христианской стране. А в стране полухристианской-полуязыческой (типа как у нас сейчас) оно в некотором смысле неизбежно.